Я пишу эти строки в рабочем кабинете Москве, в то же время, когда в селе Сатты Шатойского района Чечни на родовом кладбище хоронят одного из достойнейших сыновей нашего рода и народа Сулеймана Мунаева. Не имея возможности быть там, я в мыслях с теми братьями, которые предают Его тело земле. Дала гечдойла Сулейманна!
После возвращения чеченского народа из ссылки с 1957 года жил в Грозном. Его отец Мунаев Висаит Мунаевич работал Председателем Правления Респотребсоюза ЧИАССР. Сулейман был старшим в семье из 6 сыновей и 1 дочери.
Мы, проживающие в московском регионе представители рода Сатто, создали в Москве
неформальный клуб, где раз в месяц-другой собираем сородичей. На наших встречах мы рассказываем подрастающему поколению об истории нохчи-народа и нашего рода, о судьбах отдельных сородичей, оставивших добрый след в своей жизни. Все эти беседы способствуют воспитанию в людях лучших качеств, составляющих емкое понятие «Нохчалла». В основе этого кодекса воспитания доминирует такие человеческие достоинства, как честь, благородство, уважение, доброта, порядочность и другие. Наши встречи нацелены на то, чтобы сформировать, сохранить и не дать обесцениться этим качествам, делающим честь каждому нохчи и народу в целом.
неформальный клуб, где раз в месяц-другой собираем сородичей. На наших встречах мы рассказываем подрастающему поколению об истории нохчи-народа и нашего рода, о судьбах отдельных сородичей, оставивших добрый след в своей жизни. Все эти беседы способствуют воспитанию в людях лучших качеств, составляющих емкое понятие «Нохчалла». В основе этого кодекса воспитания доминирует такие человеческие достоинства, как честь, благородство, уважение, доброта, порядочность и другие. Наши встречи нацелены на то, чтобы сформировать, сохранить и не дать обесцениться этим качествам, делающим честь каждому нохчи и народу в целом.
На таких встречах Сулейман был очень интересным рассказчиком. Его притягательный и легкий слог делал его выступление всегда интересным для слушателей и взрослых, и молодых. Именно из рассказов Сулеймана из его детско-юношеской поры жизни в Грозном я и многие, выросшие в селах, узнавали, как по возвращении из ссылки вайнахские дети ущемлялись жителями Грозного, несогласные с тем, что руководство страны исправило свою чудовищную ошибку по высылке чеченцев и ингушей в Сибирь и Среднюю Азию. Чеченские и ингушские мальчишки города Грозного с самого момента возвращения и до конца 60-х годов добывали себе равные права мальчишески - юношескими драками и стычками с доминировавшими тогда казацкими сверстниками, почему-то считавшими, что только они одни хозяева на древней чеченской земле, и заявлявшими, что в Грозном «чучмекам» не дадут жить. Вот с такими шовинистическими убеждениями местных казачков сталкивались вайнахи к моменту возвращения из ссылки с 1957 года. Было даже восстание противников нашего возвращения в Грозном, но его власти подавили.
У Сулеймана было доброе сердце, он очень уважительно относился к другим. Очень обаятельный, с открытый душой человек. Бог дал ему и светлый ум, и крепкую память, и умение увлекательно излагать свои мысли. Его рассказы изобиловали забавными деталями. Видя все эти достоинства и способности, мы с Шарани Элисеевым убедили Сулеймана в том, что с его писательским данными он не имеет морального права не написать, не изложить письменно по услышанным нами воспоминаниям Висаита, который в 1955 году тайком приехал в родное село Урд-Юххе в горах Шатоя. Вот так родилась первая книга Сулеймана «Долгая дорога домой», повествующая о гражданском подвиге Мунаева Висаита. Нарушая запреты НКВД покидать места высылки и рискуя попасть на каторгу на 20 лет, Висаит приехал на Родину, чтобы только взглянуть на горы родные, вздохнуть столь желанным воздухом свободы. Он рисковал и положением сравнительного материального благополучия своей семьи и многих земляков, которым он помогал в Казахстане, будучи начальником ОРС железной дороги. Это был, несомненно, гражданский подвиг для того времени и условий. Столь сильно тосковали в ссылке чеченцы по земле отцов-Даймохк.
Проявившийся таким образом писательский талант Сулеймана породил и «Чиилийские рассказы», которыми было дополнено второе издание книги «Долгая дорога домой». Книгу мы презентовали в нашем клубе «САТТО». Осталась неизданной его ещё одна недописанная повесть, которую он писал в последние месяцы. Прогрессирующая онко-болезнь давала ему все меньше и меньше промежутков времени между приступами очень сильных болей. В этих промежутках времени затихания болей Сулейман силой своей воли и духа заставлял себя писать. Он боялся не успеть, хотел оставить добрый светлый след после себя. Это сила воли и духа явилась примером для всех, кто близко знал Сулеймана. В нашей памяти он остался светлым, чистым душой, добрым другом и братом, настоящим саттоо, настоящим нохчо. Аллах1-Дала Ялсмане хьаша войла хьо, тхан хьомсара Ваша Сулейман!
© Абуязид Апаев
Комментариев нет:
Отправить комментарий